Волшебные выходные на Севере

...или как я проехал реки Красненькую и Кутсайоки за один день

Этот текст о том, как я сумел попасть в августе 2015 года на выходные в большую воду на реки Красненькая и Кутсайоки в замечательной компании каякеров из Мурманской области.

Но в начале небольшое предисловие.

 

 

 

Сезон-2015 начался для меня рано и позитивно – еще в марте с друзьями мы три недели катались по рекам Непала с Васей Порсевым. Потом, на майские праздники, был тур в южную Грузию, где мы тоже классно покатались. А потом случилась неприятность – после Грузии никак не проходило плечо, я сходил  к врачу и мне был поставлен неутешительный диагноз – «плече-лопаточный периартрит». Иначе говоря, воспаление около-костных тканей и мышц, что случается, если не лечить вовремя растяжение связок или мышц. И в результате 2-3 месяца никаких нагрузок на руку и, соответственно, не то что о сплаве по бурной воде, а даже о тренировках на гладкой воде мне пришлось забыть как минимум на два месяца и все мои грандиозные планы на лето 2015 года порушились.

Оставалось одно – активно лечиться, чем я и занялся. Результат не заставил себя долго ждать, и уже к началу июля рука практически не болела, и врач разрешил нагрузки и тренировки. Я было бросился смотреть билеты на Алтай, и искать к кому еще можно «сесть на хвост» в Норвегию, но тут помешала уже работа, на которой случился аврал и уехать более чем на 3 рабочих дня у меня не получалось до конца лета. Стало совсем грустно, но всё изменил телефонный звонок из Полярных Зорь от Толи Носкова:

- Игорян, привет! Мы тут с парнями на Кутсу собрались на выходные 8-9 августа, ты как? – как всегда, бодро и весело спросил Анатолий.

Получается – Кутсайоки на выходные. Это как раз то, что мне было нужно, подумал я, точно отпустят с работы, и два дня сплава по локальным порогам – это самое то после травмы. В общем, я ни секунды не раздумывая, ответил согласием. Оставалось только купить билеты на поезд, придумать, как доставить свой каяк и ехать.

Про провоз каяка в поезде и как я добирался

С доставкой каяка – оказалось всё просто. Багажка у нас в Твери уже год как не работала, но вместе билетом я приобрел билет на провоз багажа в вагоне – с 2015 года появилась такая тема. Как ни странно, даже после моего рассказа в ж/д кассе какой каяк большой, мне продали билет и на меня и на каяк. Страдают от этого только проводники, видели бы вы глаза проводника моего вагона, когда я зашел в вагон с каяком и заявил, что эта желтая лодочка поедет со мной, показав ему все необходимые документы. Но проводник, отойдя от первичного шока, оказался смышленым, нашел где-то веревку и прочно закрепил каяк в нерабочем тамбуре. В пути один раз придрался представитель полиции, который заявил, что мой каяк мешает проходу (хотя не мешал), на что я ему ответил, что могу взять его на руки в плацкарт, но тут уже стали возмущаться мои соседи по плацкарту и страж порядка ретировался. Еще, говорят, что с некоторыми поездами ходит багажный вагон и билет на каяк можно купить в этот вагон, но в моем поезде такого вагона не было.

В общем, с утра в четверг 6 августа я сел в поезд в Твери и в пятницу в полдень был уже в городе Полярные Зори Мурманской области, а еще через час я уже пил кофе у Толяна дома.

Красненькая и Кутсайоки 13 лет спустя

К вечеру пятницы все местные участники предстоящей поездки вернулись с работы и мы дружно вязали лодки. Всего нас было восемь человек: Толя и Егор из Полярных Зорь, Евгений – из Мурманска, четверо ребят из Ковдора и я из Твери.

У Жени из Мурманска новенький УАЗик с прицепом. И это оказалось очень удобно: все лодки и основное барахло мы загрузили в прицеп, благодаря чему в салоне 8 человек разместились очень комфортно. Дорога на старт Красненькой оказалась долгой (около 5 часов) и утомительной (дорога очень плохая). Но пока мы ехали, я узнал много нового, например, что в регионе уже месяц идут дожди и что уровень воды в реках сейчас нетипично высокий для августа и практически соответствует июньскому. Раньше я уже был на Красненькой и Кутсайоки 13 лет назад – в августе 2002 года, тогда это был мой первый «серьезный» (в плане сложности порогов, на тот момент) поход на катамаране и река мне запомнилась совсем низким уровнем воды и обилием камней.

Узнав, что воды будет значительно больше, я одновременно и обрадовался (интересней же будет) и немного замандражировал (как же я после травмы и перерыва по большой воде).

Где-то часа в три ночи мы, наконец, приехали на место старта, перекусили и легли спать.

С утра, несмотря на утомительную дорогу прошлой ночью, мы достаточно оперативно собрались и вшестером стартовали, а еще двое наших товарищей поехали перегонять УАЗик на место финиша – их, как выяснилось, тоже ждали некоторые приключения, но об этом позже.
(тут и далее все фото кликабельны)

Сплав по реке Красненькая

Примечательно, что через 13 лет, я помнил пороги, особенно на Красненькой. Вот интересный момент – многое в жизни достаточно быстро забывается, а путешествия и пороги на реках мне запоминаются очень хорошо. Перед первым порогом под названием Короткий я немного забеспокоился, в голову как всегда после перерыва в каякинге, полезли мысли типа зачем мне вообще эти пороги. Но проехал я порог хорошо, а все беспокойства как рукой сняло сразу после того, как первый раз окатило с головой холодной водичкой. Дальше мы ехали достаточно быстро, несмотря на то, что два или три раза вылезали из лодок смотреть пороги и пару раз устраняли последствия уборок. В одной из уборок было потеряно хорошее весло – это, пожалуй, была единственная и самая досадная невозвратная потеря за весь день. У меня уверенность в себе с каждым порогом все возрастала, и никаких беспокойных мыслей в голове уже не было и в помине. И вот мы проехали пороги Кавказский и Горку, и река Красненькая закончилась, и после небольшого плеса наш ждал первый и, наверное, один из самых сложных порогов реки Кутсайоки – Сомнительный. Порог не длинный, состоит из двух подряд мощных сливов, после второго слива большая держащая бочка-котел и потом еще 50 метров мощных валов и сбоек. Я этот порог хорошо помнил еще по 2002 году, когда ходил на катамаране. Тогда после первого слива у меня смыло напарника, я как-то сумел один зачалиться после второго слива. Но в этот раз воды было гораздо больше, порог выглядел мощнее, а основная бочка представляла собой котел с большой обраткой. Трое участников нашего мероприятия благоразумно решили обнести. Толя и Егор поехали. Анатолий проехал вообще чисто, Егора положило через корму после второго слива, но продавило, и он встал и погрёб дальше. Посмотрев на успехи товарищей, я тоже решил ехать, а Толя предложил составить мне компанию на чужой лодке (чтобы лодку не носить).

Толя стартанул, через метров 7 после него поехал я. Первый слив мы оба проехали нормально, а во втором более мощном сливе Толяна тормознуло. За ним я прыгаю со слива, но передо мной оказывается лодки Толи, буквально на пару секунд я перестал грести, чтобы не врезаться в лодку товарища и это было моей ошибкой, меня сразу же начало подсасывать в бочку, причем в ту ее часть, где был подзапертый котел. И через несколько секунд я уже боролся в самой бочке. За недолгое время пребывания в пенном котле я успел исполнить несколько непроизвольных родео-элементов. А потом я совершил вторую ошибку – стал далеко вытягивать руки, чтобы отгрестись от котла в ту часть бочки, где был шанс промыться. В общем, из-за отсутствия практики я забыл, что в бочке так делать нельзя. В результате меня промыло, но встать на последующих мощных валах сил уже не было. Пришлось стреляться – и было очень обидно, потому что вылез из лодки я уже в озере после порога. Когда я отошел от впечатлений, я почувствовал, что сильно болят оба плеча, особенно травмированное – это, как я понял, была расплата за то, что я сильно вытягивал руки в бочке, а не держал весло перед собой, как надо.    

Потом было еще несколько порогов, которые мы проехали сходу. А дальше мы добрались до знаменитых водопадов Кутсайоки. Кто не в курсе, на Кутсайоки на удалении 300 метров друг от друга находятся два водопада. Первый водопад – Оба-на около 8 метров и его очень часто прыгают, есть даже две линии. Второй, который Маманя, очень красивый, высотой более 20 метров, его за всю историю проходили всего несколько человек, а основная масса обносит.

            Водопад Оба-на мы решили прыгать справа – там не сложный заход и вертикальный слив метров 6-7, а после него еще маленький слив – около метра высотой. В 2002 году мы этот водопад обнесли и в этот раз я очень хотел его прыгнуть, поэтому когда встал вопрос обносить или прыгать – я однозначно решил прыгать. В результате прыгнул я его не идеально: вроде бы и забуфил, но приземлился как-то криво, меня сразу стало прижимать к правой скальной стенке, но прижим там был не сильный и я аккуратно «протерся» вдоль стенки до второго слива. Мои товарищи прыгнули либо вообще отлично, либо хорошо, кто-то из ребят даже прыгнул два раза. Дальше после нескольких сотен метров нас ждала жемчужина Кутсайоки – водопад Маманя. Его обносить, конечно, не так чтобы очень сложно, но не просто. Но мы натянули веревки и достаточно быстро управились. Пока мы обносили, Толя Носков показывал мне предполагаемую линию прохождения Мамани, но попытку прохождения мы решили таки оставить на завтра – не следующий день у нас был план устроить second run по тем же участкам Красненькой и Кутсайоки. Кстати, об истории прохождений этого водопада: до поездки я считал, что он пройден только однажды на каяках 11 июня 2003 года Олегом Головкиным и Арсением Болдыревым.

Но ребята рассказали мне, что есть информация из заслуживающих доверия источников, что Маманя был также пройден на каяке Петром Воскобойниковым, причем сделал он это два раза подряд (!).

            После Мамани нам оставалось проехать один порог – Тесный, а дальше плес примерно на час. После этого на финише нас ждали друзья, баня и ужин. Проехали без приключений, запомнилось, как я эффектно вытолкнул каяком из бочки в конце порога Тесный Володю из Ковдора.

            Далее был финиш, баня, вечерние посиделки, рассказ наших товарищей, которые перегоняли машину, как они чуть не уехали в Финляндию.

Встав утром, нам надо было окончательно определиться со своим дальнейшим планом. Изначально, как я уже писал, мы планировали еще раз проехать такой же маршрут. Но, внимательно посчитав сколько нам на это нужно времени, а также учитывая что некоторым товарищам нужно было в этот день вечером заступать на работе на дежурство, мы поняли что имеем реальные шансы не успеть вовремя вернуться в Полярные Зори. В итоге решили не устраивать second run, а поехать покататься на локальном пороге на реке Канда.

Река «Канда»

Порог находится в 60 км. от Полярных Зорь, в нескольких сотнях метрах от трассы (очень удобно). Порог мощный, не простой, но и не сложный: метров 100 заходной шиверы, большой вал, далее слив, далее еще метров 100 шиверы.

Катались втроем, проехали несколько раз, Егор из Полярных Зорь в одной из попыток «отжёг», но без серьезных последствий.

Дальше была дорога в Полярные Зори, разгрузка лодок, прощания с друзьями, обмен фото/видео материалами и в районе 2-х часов ночи я уже сел в поезд. В Тверь я приехал рано утром вторник.

Выводы:

1. Из Твери (из Москвы, из Питера) вполне реально при отсутствии возможности взять отпуск, ездить на выходные на реки северной Карелии и Кольского полуострова. У меня получилось утро четверга – утро вторника, но я ехал на поезде. А из Москвы, как я позже узнал, летает самолет до Апатитов, поэтому у кого совсем нет времени, а есть деньги – можно улететь днем в пятницу и вернуться в ночь с воскресенья на понедельник.

2. С каякерами Кольского полуострова кататься очень комфортно и приятно, мне очень понравилось, и до этого от многих каякеров я слышал положительные отзывы.

3. По заброске можно смело обращаться к Евгению Лапшину (его сайт: murmantravel.ru) – он очень хорошо знает регион, у него есть УАЗик с прицепом (!) и кроме сплава Евгений может организовать и интересную культурную программу.

4. Непосредственно по рекам региона на все вопросы ответит и поможет спланировать путешествие Анатолий Носков.

В заключении я хочу поблагодарить ребят за прекрасные выходные. Я обязательно еще приеду в этот регион, чтобы покататься на лодочках в такой замечательной компании!

Игорь Конюхов
17.01.2016 г.

PS: И отдельное спасибо Александру Шворневу за очень динамичный ролик по мотивам наших каяк-приключений, приятного просмотра:

Смотрите видео