Грузия в октябре. Дополнение к гайду.


Спустя месяц после поездки публикую рассказ.

Хочется рассказать о нашей двух недельной поездке в Грузию в октябре. Нас было семеро, пятеро из Твери: Орлов Михаил, Конюхов Игорь, Стовбур Роман, Эммануилов Алексей, Эммануилова Ирина, и двое из Обнинска: Петров Павел и Шавлаков Владимир. Помимо лодок у нас был ещё велосипед, Вовчик гонял вдоль рек и надо сказать проехал больше чем мы. Помимо рассказа я хочу дополнить гайд моего товарища Антона Свешникова более известного как Ленин, пользуясь случаем сказать ему спасибо за его работу, и добавить описание уже знакомых рек в октябре.

 

Ещё один способ как попасть в Грузию и как отправить лодки.

У нас была сложная логистика, наша команда по-разному попадала и уезжала с Грузии. Мы наняли автомобиль Мерседес Спринтер с водителем в конторе Дила-плюс, на всю поездку более 2000 километров по стране нам обошлось по 170 долларов с носа, и ездили мы не только по асфальту, один перевал Годерзи чего стоит. Итак, про попадание в Грузию людей и лодок. Основная часть ехала туда на поезде Москва-Владикавказ, лодки мы отправили багажным вагоном во Владикавказ, вагон этот ходит три раза в месяц и нужно постоянно звонить и узнавать. Дальше мы забрали лодки из багажки и на такси ехали в Казбеги(Степанцминда), где нас уже ждал Игорь с автобусом, он прилетел на самолёте в Тбилиси съездил в контуру расплатился и поехал в Казбеги. Про багажку во Владикавказе: работает она очень мало дней 7 в месяц, когда мы забирали лодки мы договорились с тётушкой, что приедем назад тогда-то и сдадим лодки, она сказала что у неё выходной, но ничего сдадите лодки грузчику и оставите деньги и дала свой телефон.

Обратно на поезде ехало только трое, наш грузинский водитель нашёл нашим товарищам Волгу с багажником по 60 баксов с носа из Тбилиси, они погрузили 4 лодки и велик и поехали во Владикавказ, мы же полетели на самолёте, забрав одну лодку. Когда они приехали во Владик и хотели сдать лодки как договорились, то тётка по телефону сказала оставляйте 10 тыр. тогда и оставляйте лодки, тут у них начался квест, они нашли в поезде вагон без перегородок, но проводница упёрлась, короче выход был найден и лодки поехали на рейсовом автобусе Владикавказ-Москва по 600 р. за штуку. Кстати есть вариант попробовать отправить лодки и тяжёлый груз вообще напрямую в Грузию автобусом Москва-Тбилиси, а самим лететь на самолёте.

 

Про Грузинские дороги.

Как уже писал Антон дороги в основном не плохие и их много строят, но, например, при переезде с Риони на Цхенисцхали участок Ачхара-Цагери в 20 километров может занять пару часов. На реку Кинтриши не заехать на неполноприводном автомобиле, в верховья Техури выше деревни Доберазени тоже нужно что-то выше стандартного автобуса. Дорога на перевал Годерзи до Хуло асфальт, а дальше 50 километровый трешняк, который мы ехали 5 часов.

 

Про реки.

Нам удалось прокатиться по семи рекам Грузии: Терек, Пшавская Арагви, Риони, Цхенисцхали, Абаша, Техури и Паравани, так же мы разведали на машине реки Кинриши и Аджарисцхали.

Плавали мы в основном втроём.

Сначала опишу реку которой нет в гайде, а дальше расскажу об известных в октябрьскую воду.

 

Район Самегрело.

Техури(Tekhura).

Секция 1.

Расположенность: Недалеко от города Мартвили в соседней долине реки Абаша.

Сезонность: Май-октябрь

Put in: Едем из Мартвили в Курзу, сворачиваем с основной дороги на Доберазени и доезжаем если с можем до моста где стоит шлагбаум.

Take out: В любом удобном месте, где видно машину , после выхода реки из каньона.

Класс сложности в октябре: III

Протяжённость: около 3-4 км

Время: 1-1,5 часа

Расход в октябре: 5-7 кубов: До точки старта доехать мы не смогли около километра, но нам попался трактор, в который мы закидали вещи и отвезли их к мосту. У моста стоит шлагбаум и военные, выше в горах находится военный полигон, но туда постоянно ездят лесовозы и военные обещали нас тоже пустить. Утром не было ни одного лесовоза т.к. было воскресенье и мы стартанули от моста. Река напоминает Абашу, чистейшая вода, тоже каньон только ещё и пороги есть, вылезти на этом участке на дорогу мало реально, осматривать и обносить тоже очень затруднительно. Сначала идут не сложные горки, дальше река сжимается и есть пару порогов, представляющие собой несколько сливов высотой от метра до полутора и слалом между больших камней. В одном из таких мест был маленький проход под деревом со сливом метра полтора, нужно было сложиться в краш-позишн и прыгнуть туда. Гарик сразу после бревна залёг и проехал ещё три слива вниз головой, забившись в карман под здоровый бульник нормально встал, гоупроха правда вырубилась. На реке имеются карманы и сифоны. Шли мы всё без просмотра, а вообще эта речка пул-дроп.

Tips: Ожидайте завалы.

Секция 2.

Расположенность: Вблизи крепости Накалакеви. Нужно с конца первой секции ехать в Мартвили и о дальше в сторону Сенаки до Накалакеви там крепость, переезжаем на правый берег Техури и сразу после моста сворачиваем направо и едем вдоль реки до горячего источника это и есть точка старта.

Take out: мост у крепости Накалакеви.

Класс сложности в октябре: I-II

Протяжённость: около 3-4 км

Время: 1час

Расход в октябре: 7-10 кубов

Описание: Чистейшая голубая вода и красивейший каньон, есть несколько не сложных порожков.

Tips: При переезде с верхней на нижнюю секцию опасайтесь Грузинского гостеприимства, поют, кормят, спать уложат, нас на свадьбу остановили.

Потенциал реки и региона: На мой взгляд не плохой. Надо обязательно заехать в верховья Техури в мае-июне, причём как можно выше, это можно сделать на лесовозе например, думаю это будет очень интересная река. Так же есть ещё реки Хобицкали(Khobi) и Чонисцкали.

 

Терек.

Плавали по стандартной секции. Воды достаточно, по ощущением кубов 15-20. Очень понравился каньон и порог в нём, слив там не отвесный, а горкой. Вылезать можно раньше Казбеги в деревне Арша, мост сразу после каньона, но мы доплыли до Казбеги. Ночевали в парке прямо на точке финиша в Казбеги, а питались в кафешке рядом, попробовали чачи, как оказалась самая лучшая за поездку. Вовчик разогнался на велике по дороге вдоль Терека до 79км/ч.

Пшавская Арагви.

Приехали к обеду на стрелку Пшавской и Хевсуровской Арагви, воды в обоих мало. Прокатили кусок минут на 40 от стрелки, ничего там нет, напомнило Полометь, только в два раза меньше, зато пацаны раскатались. Ехать сюда осенью вероятно не стоит, только если у вас очень слабая команда или школьники первый раз сидящие в лодке. Отличная летняя погода , а так же буйство красок осени в горах.

Риони.

Приехали затемно. Встали в самом конце Уцеры перед мостом через ручей, там есть съезд с дороги направо. Утром пошли смотреть пороги в Уцере, воды в реке не много, но пороги интересные, слалом между камней и бочек. Купили лобиани (хачапури только с фасолью) и поехали на верхнюю секцию. Доехали до моста на Шави, начало второй секции, и поехали дальше на самую верхнюю секцию. Дорога поползла вверх и открылись виды на нехилые пороги с грудой камней. Доехали до ручья, по осыпи спустили лодки к реке. Река сверху смотрится как эскалатор, а вблизи это чувство нарастает ещё сильнее. Проехали метров триста, зачалились в улово и тут Павел изрёк фразу «парни , а может ну его на...й», сопротивляться мы не стали и полезли вверх, оставив самую верхнюю секцию Риони на следующий раз. Переехали до моста на Шави и проехали эту секцию до нашего лагеря. Класс сложности этой секции в октябре III - IV-, расход кубов 30. Неприятная вещь в малую воду где-то метров через 500 после старта остатки старого моста, в реке через всё русло торчит арматура, это всё видно с дороги.

На следующий день мы опять сплавлялись по этой секции, я умудрился лечь в том же месте что и вчера, доехали до порогов в Уцере, Гарик решил слиться на берег, вдвоём с Павлом доехали до главного порога у навесного мостика через реку. Посмотрели его и поехали, в начале нужно было ехать по центру и уйти вправо от бочки через всю реку, дальше налево и в конце под мостиком чуть левее центра в край бочки, мы удачно всё сделали, только я ещё обогнал Павлика. Дальше где-то километр до моста тоже очень интересный участок, не уступающий порогам и расход явно больше. У моста к нам подключился Гарик и мы поехали дальше, до следующего моста тоже довольно интересный участок , шивера то усиливается то ослабляется, после моста когда дорога переходит на левый берег и видно селение Они река выполаживается и становится не интересно, мы доплыли до впадения в Риони реки Гарула, там хорошее место для финиша. Время на эту секцию час-полтора, класс сложности в октябре II+ - III. В мае катамаранные группы обычно начинают от моста после Уцеры. После сплава по Риони обязательно заедьте на завод Хванчкары в Амбролаури, он находится на левом берегу реки, надо от площади с бутылкой поехать вверх по реке, там увидите невзрачное серое здание, это он и есть, заходите на задний двор и ищете кого-нибудь. Нам отливал дед из огромной бочки, мы взяли 10 литров, вино восхитительное.

Цхенисцхали.

Приехали ночью, шёл сильный дождь, встали в какой-то деревне выше Лентехского каньона. С утра часа два толкали машину, в результате вытащил нас огромный грузовик.

Начали сплав с места стояки, километра через два увидели автомобильный мост, начало каньона, пошли смотреть. Гарик решил слиться, мы с Павлом проехали метров пятьсот, за которые я успел залечь на сбоечке и снова пошли смотреть, река цвета бетон и горы камней, плавать как-то не очень хотелось, проехали ещё метров пятьсот и слились на берег, по туристическим отчётам 4 или 5 порогов, правда как они их разделяли я не понял.

Дальше решили обвезти каньон и поплавать по нижнему участку. Сели на воду проехали с километр и снова увидели урез, оказалось что мы не до конца обвезли каньон и перед нами известный 14-й порог, я сразу понёс лодку наверх не став даже смотреть, парни пытались посмотреть канализацию, но тщетно и тоже полезли наверх. Сам порог выглядел угрожающе. Вдоль всей реки выше Лентехи идёт строительство дороги, и лоция уже намного претерпела изменения, например мы попали в дорожный затор из-за того, что бульдозер сбрасывал в реку свежеотломанные куски скалы и так везде. Кататься в этот день мы уже не стали и поехали в Мегрелию на Абашу.

Абаша.

Ехали мы снова в темноте и по описанию найти точку старта не смогли, поэтому немного поправлю существующее описание. От Мартвили мы едем вверх по реке по левому берегу, пересекаем мост с плотиной и сворачиваем с асфальтовой дороги на грунтовку направо, теперь едем по правому берегу по грунтовке, если вы едете осенью то кругом растёт хурма, проезжаете километра два, может больше, там развилка одна дорога идёт направо к реке и видно большой автомобильный мост это точка финиша, здесь мы ночевали, вторая по правому берегу вдоль реки ещё километр-два и пересекает реку по маленькому мосту по которым каньон, дальше мы на спринтере проехать не смогли и до старта шли пешочком. Воды в октябре те же 2 куба, до каньона скреблись по каменным горкам, но нигде не вылезали, каньон отличный, обязательно стоит здесь хоть раз побывать, в нём мы пофоткались, попрыгали со скал.

Паравани.

На Паравани мы ехали из Батуми через перевал Годерзи, километров по карте вроде не много, но ехали целый день. На перевале Годерзи во всю строят новый горнолыжный курорт и обещают да же этой зимой открыться, но верится с трудом. На Паравани мы встали на стоянку чуть выше стройки плотины, на притоке Корхицхали, других мест там особо нет. Начали сплав от моста чуть ниже стройки, участок вдоль стройки идти не захотелось, непрерывное падение, слалом и брёвна плюс сверху ездят самосвалы. Это был самый интересный и захватывающий сплав за всю поездку, 15 километров непрерывных порогов, постоянное напряжение и гребля.

Воды у нас было кубов 20, смотреть мы вылезали три раза, в начале порог у дороги на левом повороте реки, ещё где-то не доезжая ручьёв с левого берега и после ручьёв, метров сто обнесли как раз после ручьёв, там вода как-то неприятно текла под камень. В одном из порогов Гарик залёг аж 4 раза, вваливаясь в каждый слив почти вниз головой, но выждал момент и удачно встал, дальше ехали без приключений. Паравани отличнейшая речка, правда в мае в паводок это уже будет бурлящее месиво класса 5.

 

Про море, Батуми и Тбилиси.

Если вы заезжаете на море, то стоять с палатками лучше всего в Кобулети. Батуми это уже новый современный город с небоскрёбами, красивой набережной, и кучей всяких достопримечательностей, мы кстати были там 22 октября и температура воздуха была +32.

Тбилиси тоже очень интересный город, посмотрели мы его только в уже вечером, сходили в серную баню на центральной площади.  

И в конце хотелось бы добавить про людей, я много слышал про грузинское гостеприимство, но то что я увидел нельзя  сравнить ни с какими рассказами, так что лучше один увидеть чем сто раз услышать, а лучше и не раз увидеть, всем советую.

Фотки смотрим здесь

http://tvertop.ru/blog/stovbur/fotki-iz-gruzii-albom-pervyi.html

http://tvertop.ru/blog/stovbur/fotki-iz-gruzii-albom-vtoroi.html

http://tvertop.ru/blog/stovbur/fotki-iz-gruzii-albom-tretii.html

Орлов Михаил.

Tver Kayaking team

ноябрь 2012

Миша, по-русски, наверное

Миша, по-русски, наверное все-таки правильней будет Тихури

Правильно именно Техури

Во всех источниках в интернете так