Вход на сайт
Интересные статьи
Контакты
Михаил Орлов 8-920-690-57-67
Игорь Конюхов 8-910-646-29-71
tverkayakklub@mail.ru
Последние материалы
Рассказ об автономном сплаве на каяках по реке Урик в 2023 г.
Команда каякеров из Обнинска, Твери и Кирова
«Бурханить — это чисто Байкальское слово. Бурханить или Побурханить - означает задобрить местных Байкальских Духов подношениями, которые делаются на Святых местах по дороге к Байкалу и на землях Байкала»
4 из 5 участников нашей экспедиции давно (с 2012 года) не были в полноценной автономке на каяках. И вот в 2023 году наконец всё срослось. Выбрали реку Урик в восточных Саянах, она попроще Китоя, но порогов хватает и рыбы по отчётам много. Собралось нас 5 человек на каяках (Роман Миронов и Павел Петров – из Обнинска, Александр Тюлькин из Кирова и Михаил Орлов и Игорь Конюхов из Твери). В ходе подготовки к путешествию мы активно искали также катамаранщиков, чтобы попроще было везти вещи и продукты, но их не нашлось, и как выяснилось, это было даже хорошо. По срокам – мы собрались во второй половине августа. Уровень воды должен был быть низким, но за неделю перед нами лили сильные дожди и везде в регионе был паводок, и как будет с уровнем воды на Урике - было не совсем понятно (данная интрига немного волновала – не хотелось сидеть на берегу и ждать, когда спадёт паводок).
План у нас был простой: прилететь в Иркутск, забрать каяки из транспортной компании, закупиться продуктами и в путь. Но план похода начал рушиться с самого нашего прилёта в Иркутск: два из пяти каяков, заблаговременно отправленных транспортной компанией в Иркутск, не приехали во время, и два дня мы тупили в Иркутске, но зато съездили на Байкал (бОльшая часть нашей команды увидело Байкал впервые!). В результате, у нас стало минус два дня на реку. Когда все каяки прибыли в Иркутск, мы таки начали автомобильную часть нашей заброски на реку, и уже к вечеру в сумерках увидели Байкал в Култуке, а дальше всю Тункинскую долину и другие красивые виды, были, к сожалению, в темноте. Буряты на Урале встретили нас в 3 часа ночи, мы закидали барахло в кузов и в полусне за 2 часа по бездорожью добрались до Урика! Перед стартом из Иркутска мы посмотрели прогноз погоды и как раз в день нашего старта погода налаживалась, дожди прекращались!
Сплав. День 1.
Буряты (очень четкие и ответственные мужики!) высадили нас в 400 метрах от реки на пригорке, мы разбили лагерь и немного поспали.
В верховьях Урик совсем небольшая речка, неспешно течёт по плато, окруженное лесистыми горами. Первые сборы и упаковка шмотья в каяки были самые долгие, у некоторых участников всё не влезало внутрь каяка и гермы вязали прямо на корму. Целью нашего первого сплавного дня было дойти до Хара-Жалгинского каньона или доплыть максимально поближе к началу каньона, и пройти так называемые «Шумки» (или «Шумы» - кстати, название отражает суть – на этом участке реки периодически слышится шум, похожий толи на то, что машина или поезд вдалеке едет, хотя никаких машин, а уж тем более поездов и близко быть не должно). «Шумки» - это очень мелкий участок реки в верховьях Урика, где русло сильно расширяется, а воды остаётся столько же. По рассказам в интернетах, некоторые группы тратят на этот участок полных 1 или даже 2 сплавных дня.
Мы же стартанули часа в 2 дня, первые пять километров пролетели за пол часа, решили, что уровень воды высокий и «Шумки» залиты и тут за поворотом началось: явного фарватера нет, везде очень мелко, идти по реке пешком очень сложно т.к. камни скользкие и ноги проваливаются, но в целом мы почти и не вылезали из лодок, часто скреблись и толкались, но плыли.
В итоге, Шумки одолели за пару часов, после них начались шиверы, по лоции даже пороги, но отличить их было невозможно. До каньона не доплыли примерно 3-4 километра, на стоянку встали на правом берегу, там внезапно оказалась дорога, если это можно так назвать.
По лоциям по Урику: половину порогов по ним не опознать, их просто слишком много. До Хара-Жалгинского каньона обозначены даже именные пороги, четко идентифицировать их нам не удалось. В самом каньоне тоже не все пороги удалось определить по лоции. Амбартагольский же каньон разделён на 4 ступени, но мы насчитали 3, в общем, по лоциям конечно можно ориентироваться, но с натягом.
Сплав. День 2.
На следующий день за полчаса доплыли до Хара-Жалгинского каньона. К тому времени мы уже окончательно поняли, что воды у нас много, но при этом она прозрачная! А это значит, что не паводок и можно хорошо покататься по порогам – в общем, самое то! В каньоне лоции нам обещали несколько достойных порогов, пару обносов затычек и Философский камень, который полностью перегораживает реку в вертикальных стенках. Каньон поплыли с вещами до порога Пирамида, что-то ехали с наплыва, что-то смотрели.
Пороги крутопадающие: каменные горки и слалом. Пирамида делится на 2 ступени, река сжимается – с одной стороны вертикальная стенка, первая ступень – горка-трек с парой сливов суммарно метров 5 высотой, за ней небольшой бассейн, вторая ступень - запертый слив-затычка с сифоном, просмотр и обнос – с левого берега. Вторую ступень Пирамиды по нашей воде (да и вообще по любой воде, наверное) однозначно нужно было обносить, а первую часть Пирамиды наша команда успешно проехала. Обнос гружёных лодок это конечно то ещё мероприятие!
Дальше было ещё несколько порогов, и мы подплыли к порогу Проводка, за которым как раз и должен быть Философский камень. Проводка делится на две части: в начале очень замусоренный слив с острыми камнями без чистого прохода, а далее метров 150 сливы, бочки и хороший уклон, посмотреть вторую часть можно с левого берега – нужно залезть на скалу метров на 30 вверх – оттуда в конце порога виден довольно высокий слив, за ним вертикальные стенки каньона, в нашу воду обноса не было т.е. must-run.
Первый слив Проводки мы занесли, и из маленького улова по двое и по трое проехали оставшуюся порога, слив в конце оказался метра два высотой. По лоции перед Философским камнем есть улово с отмелью слева, всё так и было, прижима особо не было, сам Камень торчал у нас из воды сантиметров на 10, вылезти на него и перекинуть лодки, как это делают катамаранщики, нам было не очень то удобно, поскольку вода давила в узкий проход слева от Камня, куда мы, немного потупив, благополучно все по очереди и «слились». Оставшиеся пороги мы смотрели если не было видно улова ниже порога, остальные препятствия плыли с наплыва. Вскоре каньон закончился, стенки расступились, и мы встали на традиционную обозначенную стоянку за каньоном, потратив на Хара-Жалгинский каньон примерно 5 часов.
Со стоянки отличный вид красную скалу, с рыбой нам кстати пока не везло – хариус плескался и вылетал из воды, но клевать упорно не хотел. И лишь Александр из Кирова умудрялся вылавливать по несколько рыбёх каждый день.
В целом, Хара-Жалгинский каньон оказался очень достойным и интересным как в плане препятствий и так и по природной красоте: большой перепад, несколько хороших порогов, кристально чистая вода и отличный уровень воды, но как этот каньон проходят катамаранщики (особенно по низкой и средней воде) – это для нас осталось загадкой, так как в каньоне куча узких проходов, сложные обносы и затычки.
Сплав. День 3.
На следующий день проплыли прогон до Амбартагольских щёк (второй каньон на реке), любуясь шикарными видами! Встали на стоянку после порога Змейка, перед самым началом Амбартагола, перед Змейкой тоже была стоянка, но мы её проплыли. От стоянки идёт отличная тропа для обноса шмоток через верх и плохая тропа условно вдоль реки для просмотра каньона. Вечером часть команды сходили глянули начало Амбартагола и вернувшись поведали остальным об ужасных сливах, бочках и огромных камнях! По впечатлениям после просмотра с берега первая часть порогов каньона была похожа на основной канал в Окуловке, только мощнее, длиннее и больше по перепаду, а также с затычками, сифонами и т.п.)
Сплав. День 4.
Утром мы занесли шмотки по тропе обноса к концу каньона и вернулись к лодкам потратив на это около 2 часов. Амбартагольские щёки, которые мы посмотрели уже более внимательно с утра, это такое нагромождение огромных камней, весь сложный участок длинной около 2 км.
Это не глухой каньон, почти везде, даже по высокой воде, можно вылезти на берег, кое-где есть вертикальны стены, но воды, по сравнению с верхним каньоном, заметно прибавилось – это уже был совсем не крикинг. Лоция нам обещала 4 ступени, из которых 3я самая мощная. Мы же различили 3 участка. Заходной слив первой ступени занесли, он подпёрт камнем и было ощущение, что там бревно и прыгать толком некуда. Дальше с просмотрами всё плыли.
После маленького притока справа, классный порог метров триста – по лоции это 3я ступень, в конце впадает очень красивый заметный водопадный приток также справа. Далее порог с затычкой и после небольшой сливчик. Потом остаётся пару шивер и ущелье заканчивается, а слева большая хорошая стоянка с кучей туристических артефактов! Итого, Амбартагольские щёки мы прошли за 2,5 часа. А вечером, наконец-то поймали побольше рыбы. По табличкам о посещении реки было видно, что в этом году было 2-3 группы до нас, мы на реке не встретили совсем никого, только на 6-ой день начали попадаться рыбаки, которые поднимаются на моторках.
Сплав. День 5.
После Амбартагольских щёк порогов на реке уже почти не остаётся, есть водопад и красивые, но совсем не сложные каньоны «Чёртики» и «Красный» и далее начинается выкат.
За полдня мы доплыли до водопада, он конечно внушительный. После того как в 2022 году каякер из клуба «Три стихии» (кстати, спасибо Маше Крутиной из Трех Стихий за интересный и подробный рассказ про Урик!) его впервые прыгнул и у нас всех (до того, как мы увидели водопад по нашему уровню воды) начали появляться мысли о его прохождении.
Когда же мы увидели водопад в нашу воду, то у нас мыслей о прохождении не возникло – высота водопада не менее 10 метров, из-за бокового потока воды точки приземления вообще не видно, выглядит всё очень мощно, а по основной видной линии получается почти 100-ный автобуф (как всегда, когда буф совсем не нужен) и всё это за 150 километров до цивилизации. В этот же день встали на стоянке на поисковой базе Соболь, проплыв за день около 60 км.
А там была баня, но посетить не удалось, не хватало времени из-за затупы с доставкой каяков в начале путешествия. Тут мы наконец поймали не только хариусов, но и ленков, которых незамедлительно почистили и пожарили!
Сплав. День 6.
Каньон Чёртики это 3 порога по лоции, внимание заслуживает 3й, на заходе бочка и дальше мини-каньон, река уже довольна большая.
После был длинный каньон, где много шивер и несложных порожков, которые очень скрашивают выкат, и всё это в красивых красных стенках. В этот день мы впервые встретили рыбаков. Стоянок на нижнем Урике совсем немного. Мы встали на полочке, заваленной плавником. Утром по отплытию к нам пришёл доброжелательный рыбак и сказал, что в ста метрах от лагеря свежие следы медведя.
Сплав. День 7.
В этот день мы доплыли до финиша на реке Большая Белая. Урик превратился уже в совсем большую реку. Поскольку воды хватало, выкат дался довольно просто. Финиш реки не очевидный - стоянка находится через протоку не на реке (левый берег).
А дальше была выброска и два дня отдыха на базе Хвойная на берегу Байкала, что на Кругобайкальской железной дороге, где кстати тоже не было никого и было очень красиво и погода продолжала радовать нас солнцем, теплом и отсутствием дождей!
По итогу, Урик отличная таёжная река для автономного похода, хороших порогов на 2 дня и ещё день средних, там очень дико, рыбы много если уметь ловить. Нас сопровождала отличная погода, дождь был всего пару часов, и отличный уровень воды!
Больше фотографий тут: https://vk.com/album-33192106_298267615
Ссылки и благодарности:
- Отчёт Марии Крутиной (команда «Три Стихии») о сплаве по Урику на каяках в 2022 г.: https://www.tristihii.ru/articles/urik-dikij-no-simpatichnyj/?ysclid=lnh8t0yopj531342731 (наиболее внятный и достоверный, а также интересно написанный отчёт, из имеющихся в сети);
- Большое спасибо за организацию заброски и выброски компании «СплавЭкспресс»! А также лично Евгению и руководителю компании Станиславу Пономарёву – ребята очень профессионально, четко и грамотно работают, а также сами «в теме» – регулярно сплавляются по рекам в регионе!
- Магазину Ё-Каяк и лично Семёну Лурье за помощь в подборе и своевременную доставку недостающего снаряжения для сплава!
- Ольге Орловой за своевременные ответы по спутниковому телефону и почти онлайн-освещение нашего путешествия!
PS: и да, по поводу цитаты в начале нашего рассказа. Бурханить – это древняя традиция местных бурятов, к которой нас приобщили товарищи из СплавЭкспресс. Не исключаем, что именно благодаря соблюдению нами местных традиций у нас всё так удачно сложилось! Суть раскрывать не будем, кто знает, как говориться, тот поймёт. А кто ещё не знает – настоятельно рекомендуем побурханить, если будете в Бурятии, и вообще всегда чтить, уважать и соблюдать местные традиции!)
____________________
(С) Тверь Каяк клуб, 2023
Основной текст, подбор фотографий: Михаил Орлов
Правки и дополнения по тексту: Игорь Конюхов
Фото: Михаил Орлов, Роман Миронов, Павел Петров, Александр Тюлькин и Игорь Конюхов
Твитнуть |
- Блог пользователя Garrry
- Войдите на сайт для отправки комментариев