Личное спасательное снаряжение

Каждый каякер, собирающийся на сплав от 3 к.с. и выше, в обязательном порядке должен иметь спасжилет, каску, трамвайчик, стропорез, спасконец, аптечку, набор Z-drag, запасное весло (хотя бы одно на группу) и емкости непотопляемости в каяке. Теперь немного подробнее о всех этих необходимых вещах:


Каска
Каска должна быть удобной и соответствовать своему главному предназначению - защищать вашу голову! Забудьте о красоте, в первую очередь функциональность и удобство! Если каска даже немного жмёт, то через некоторое время это может превратиться в настоящую пытку!
Если же каска болтается на голове, то это недопустимо с точки зрения защиты, каска не будет перераспределять удар и может слететь с головы в критический момент или элементарно съехать на глаза и перекрыть вам обзор.
Постарайтесь понять при выборе главное - каска это не украшение, а защита вашей головы, которая будет на вашей голове в течение всего сплава и не должна вызывать никакого дискомфорта. Если вы собираетесь на сложный сплав, крикинг и т.п. то есть смысл подумать о хорошем интегрированном шлеме, если же сплав планируется по полноводной реке, где мало камней, то не стоит перегружать голову, подойдет и хороший открытый шлем с хорошей вентиляцией. В силу специфики сплава по бигвольюму вам придется больше и интенсивнее двигаться и нужно иметь более широкий угол зрения, по сравнению с крикингом. Универсальные решения всегда проигрышны! Сплавляться по серьезным рекам в шлеме, в котором вы катаетесь на плейспоте, опасно, а выступать в соревнованиях по фристайлу или слалому в фулфейсе глупо и не удобно. Не пытайтесь на этом экономить, дорогое медицинское обслуживание в лучшем случае оставит вас в минусе по деньгам, а о худшем варианте лучше и не думать...


Спасжилет (PFD)
Спасжилеты, как и каски, также имеют свою специфику. Нас интересуют спасжилеты для сплава по бурной воде и в первую очередь каякерские модели. По сравнению с жилетами для рафтинга и каное, они более короткие и имеют особый крой, обусловленный специфичной посадкой и греблей в каяке. Они так же различаются на спортивные и сплавные жилеты. Спортивный жилет предназначен только для придания каякеру дополнительной плавучести, без ущерба для свободы движения.
Сплавные же жилеты имеют ряд особенностей, связанных с применением дополнительного спасательного снаряжения. Главная особенность - это ремень грудной обвязки.
Так же часто на сплавных жилетах присутствуют дополнительные приспособления для крепления стропореза, карабина трамвайчика и большой карман для хранения различных полезных на сплаве вещей, которые надо иметь под рукой. Жилет выбирается по тем же критериям: удобство и функциональность. Жилет, конечно же, в первую очередь должен поддерживать вас на воде и не стеснять свободу движений. Остальные  полезные и приятные мелочи лишь дополняют хороший жилет. Так же важен материал, из которого изготовлен жилет, качество и продуманность конструкции в целом.  
 
Снаряжение для спасработ  


Спасконец  
Если вы собираетесь сплавляться по сложным рекам, то снаряжение у вас должно быть без компромиссов. В каждой лодке должен быть спасконец! Лучше всего спасконец, который с помощью ремня крепится на поясе у каякера.
Это позволяет держать его всегда под рукой. Наверняка у многих были ситуации, когда приходилось вылезать из лодки, и идти на просмотр, потом решали ставить страховку и приходилось возвращаться обратно еще раз за спасконцом... Другой момент - это свободные руки. Если спасконец  у вас закреплен на поясе, то гораздо удобнее, имея свободные руки, лазить по прибрежным буеракам и просматривать пороги.  На сплавном спасжилете обязательно должен быть закреплен стропорез и трамвайчик с широким карабином (paddle carabin) и свисток для коммуникаций с товарищами.


Трамвайчик (Cow tail)
Трамвайчик (Cowtail) представляет собой трубчатую стропу длинной около полутора метров, с вставленной внутрь резинкой, которая в нерабочем положении обеспечивает компактность.
Одним концом трамвайчик крепится к ремню грудной обвязки спасжилета c системой самосброса через кольцо на спине, на другом конце прикреплен карабин с широким захватом (paddle carabin), который закрепляется за спасаемое снаряжение, либо цепляется к спасконцу для осуществления страховки с берега (живцом), либо для самостраховки.
Существует еще множество непрофильных использований трамвайчика, наиболее популярно с его помощью тащить за собой лодку на волоке или обносе.


Разборное весло (запаска)
Обязательно должно быть разборное запасное весло, минимум одно на три лодки. Если вы собираетесь в автономное путешествие или на сплав в труднодоступный каньон, то разборное весло должно быть в каждой лодке. Весло можно упаковать в пиллерс, как предлагает Benjamin Hjort или как то еще, главное, чтобы оно было надежно закреплено в лодке и в случае отстрела и заплыва не потерялось. С другой стороны запасное весло должно достаточно легко и быстро доставаться в случае необходимости.  У меня весло лежит в специально сшитом мешке из кордуры вдоль пиллерса, сверху надута емкость непотопляемости, которая прижимает его к лодке и не дает болтаться. Для подстраховки мешок привязан к сидушке.  Вокруг цевья запасного весла неплохо намотать хорошего скотча, очень универсальная и полезная вещь. Скотч может пригодиться для временного ремонта снаряжения и, например, для крепления карабина к веслу, с целью спасения застрявшей лодки.


Набор для вытаскивания застрявшей лодки (Z - drag)
Так же очень полезна будет сшитая 250-300 см прочная стропа, которая вам очень поможет при проведении спасработ и послужит для оперативного крепления ролика, спасконца, дополнительной оттяжки к камням и деревьям (Tubular webbing).Сложенную восьмёркой стропу можно одеть на пояс для транспортировки ее в каяке, что бы все время была под рукой.
Для вытаскивания застрявшей лодки вам еще потребуются два куска репшнура 5-8 мм в диаметре и  длинной около одного метра (prussik) для крепления к основной веревке карабинов и создании системы блоков (Z - drag). Ну и конечно же сами карабины, лучше муфтованные и ролики (блоки). Все это хозяйство можно приобрести в каякерских и туристических виртуальных и реальных магазинах.


Стропорез
Если вы работаете с веревками, то вам просто необходим стропорез! Это основы безопасности и глупо об этом даже спорить. К тому же он и в быту порой бывает полезен, колбаски скажем порезать...Но так как основное его назначение резать веревки, то и выбирать его надо по этому же принципу. Существует достаточно большой выбор стропорезов, но в основном их можно разделить на две большие группы: складные и не складные. И тот и другой тип допустим для использования в каякинге. На мой взгляд нескладной стропорез и проще и удобнее и при прочих равных условиях дешевле. Хотя наверняка есть люди, кому больше нравятся складные. И у того и другого типа есть как достоинства, так и недостатки присущие конструкции.
Главное при выборе стропореза ориентироваться на качество изготовления. Это не предмет национальной одежда, а сугубо утилитарная вещь и к тому же относящееся к вашей безопасности. Не экономьте на себе и не покупайте дешёвое дерьмо! На стропорезе серрейторная заточка и в походных условиях заточить его будет сложно, поэтому он должен быть из очень хорошей стали и долго держать заточку, а не тупиться после того как вы им колбасу порежете.
Есть некоторая специфика при выборе стропореза для каякинга. Это, во-первых, размер. Стропорез не должен быть большим, так как располагаться он будет у вас на спасжилете и при больших размерах будет вам мешать. Во вторых, стропорез должен доставаться, раскладываться ( в случае , если он складной ) одной рукой и из любого вашего положения. В третьих, он должен быть надежно закреплен на жилете в ножнах или еще каким образом (если он складной) в походном положении. Ну и в четвертых, как само собой разумеющееся, он должен обладать повышенной стойкостью к коррозии.
 
Аптечка
Обязательно должна быть!
Набор аптечки должен включать в себя: Набор для обработки ран и остановки кровотечений: бинты, жгуты, пластыри, антисептики (спиртовые растворы йода, зеленка, 3% раствор перегидрида водорода, перманганат калия или марганцовка и т.д.).  Анальгетики и иже с ними: анальгин, цитрамон, аспирин, папаверин.
Антибиотики общего действия: ампициллин, стрептоцид. Нитроглицерин или валидол и их аналоги.
Антигистаминные (противоаллергические) препараты: димедрол или супрастин. Спазмолитические препараты: ношпа. Нашатырный спирт. Борная кислота, пищевая сода.
Инструмент: ножницы, скальпель, игла  и т.п.
Средства для дезинтоксикации: активированный уголь, калия перманганат.
Средства для проведения вентиляции лёгких, противошоковые наборы,
средства для обеззараживания воды, антидоты и стимуляторы.
Состав аптечки может быть и другим, главное вы должны уметь этой аптечкой пользоваться! Прежде всего, нужна минимальная теоретическая подготовка по вопросу оказания первой медицинской помощи. Не всегда в вашей группе будет врач и не всегда можно будет доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
Так же в автономном путешествии неплохо было бы иметь в кармане спасжилета зажигалку в герметичной упаковке.
Ну и конечно в каждой лодке должны быть емкости непотопляемости. Лучше, если они будут и в носу и в корме. Это значительно облегчит спасение вашей лодки, а если вы сплавляетесь с вещами, то надежно закрепит ваш багаж в лодке.

Спасательное  снаряжение может и не понадобиться, в этом случае вы будете возить в лодке около полутора киллограмм лишнего веса, но если оно понадобится и у вас его не будет, то это может стоить кому либо жизни, либо в лучшем случае - потери снаряжения и долгим и муторным выходом с реки пешком, что иногда бывает невозможно, без того же спасконца. Если вы отправляетесь на сплав и у вас нет спасательного снаряжения, то одно из двух: либо вы дурак, либо негодяй – и то и другое вряд ли понравится вашим товарищам.

Автор: Михаил Пастухов. Оригинал статьи